Статья. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

30.08.2021

Курбатова С.В.

МБДОУ – детский сад № 219

Г. Екатеринбург

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

К сожалению, в последнее время в Российском обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности»,  как у отдельных людей, так и во взаимоотношениях между ними. А в наше время всеобщей занятости, компьютеризации, финансовой зависимости, так мало времени остаётся для простого человеческого общения, соблюдения семейных традиций и преемственности поколений, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.  Именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, закладывается механизм социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В требованиях ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, соблюдение его традиций. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера.

  На мой взгляд, любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с его отношений в семье с самыми близкими людьми: отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Существенные изменения, происшедшие за последние 20 лет в нашей стране, в результате которых материальные ценности стали доминировать над духовными, искажаются многие страницы истории и переосмысливаются, огромный поток разного рода информации поступает из доступных всем в наше время информационно-коммуниуативных  источников, что вызывает у детей искаженные  представления о  доброте и зле. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, изменилось и отношение людей к Родине. Все, вышеперечисленные причины обуславливают переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, а воспитатель должен проявить корректность в отборе материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.  Поэтому необходимо привлекать  и  родителей к непосредственному участию в  нравственно-патриотическом воспитании детей.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подчеркивалось, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества. Становление и развитие системы патриотического воспитания детей требует инновационных решений, использования современных образовательных технологий.

Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные формы, технологии и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и подходы в дошкольном образовании, внедряю новые формы работы, которые позволяют добиваться положительных результатов в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников, создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в современном обществе на благо своего государства.

 Используемые формы работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я бы, условно, разделила на 2 группы: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные: беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, труд, встречи с известными, уважаемыми людьми города, микрорайона, ветеранами; приглашение их на совместные праздники (День семьи, День матери, День Победы и т.д.), игры (в том числе народные), придумывание сказок, историй и их театрализация.

Нетрадиционные: создание мини - музеев (музейная педагогика), виртуальные экскурсии (использование мультимедийного оборудования), «Маршруты выходного дня» с обязательным привлечением родителей, «квесты» ( квест - это командная игра, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию).

Одной, наиболее интересной, из вышеперечисленных нетрадиционных форм работы, на мой взгляд, является проектная деятельность. Проектная деятельность, позволяет развивать у дошкольников умение наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности.

          Профессор, доктор педагогических наук, автор исследований метода проектов Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Метод проектов — это прежде всего совместная  деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сотрудники городской детской библиотеки, учителя и учащиеся школы микрорайона, ветераны ВОВ и военнослужащие и другие.

Существует несколько  типов проектов: творческие, игровые, информационно - практические, исследовательские, практико-ориентированные, ролево - игровые.

По продолжительности Проекты делятся на:

краткосрочные  (от одного дня - до 1-2 недель),

среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца),

долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).Хочу такой сайт

Главная цель любого патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Любой проект осуществляется в несколько этапов:

-организационно-подготовительный,

 -основной (этап непосредственной реализации),

 -итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: тема и проблема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной и методической литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения; разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план реализации проекта.

С родителями воспитанников и с представителями социальных партнеров (учителями школы, председателем территориального общественного самоуправления нашего микрорайона, Совета ветеранов и т.д.) проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап: подведение итогов проводится в виде тематического праздника или отчетного концерта, при участии приглашенных гостей. Оформляются всевозможные стенды, фотовыставки, мини-музеи патриотического воспитания.

Также проводится диагностика компетенций воспитанников по окончанию проекта.

Впервые технологию проектов в своей педагогической деятельности я начала использовать около 10 лет назад, за это время мною было реализовано более 20 проектов разной продолжительности.

Один из первых – на тему: «Мои Любимцы», основная идея проекта - мы в ответе за тех, кого приручили. Традиционно, в течение  нескольких лет, к празднику Матери, который отмечает вся страна в последнее воскресение ноября, мы реализуем проекты о наших самых дорогих и любимых, на темы: « Мама - солнышко моё!», «Как две капельки воды с мамочкой похожи мы!», «Моя мама лучшая на свете», «Мамочка любимая моя» и другие. Самым ценным окружением каждого ребенка является его семья, поэтому обязательно разрабатываю и реализую проекты о семье и семейных ценностях: «Давайте познакомимся!», «Мама, папа, я - дружная, счастливая семья!». От семьи, от родного дома плавно переходим к детскому саду, микрорайону, городу в котором живем, родному краю и Родине. Реализовали проекты: «Моя малая Родина - Изоплит и Шарташ» (так называется наш микрорайон на берегу озера Шарташ), «Мой город вчера и сегодня», «Край родной, навек любимый»

Наиболее значимыми в нравственно-патриотическом воспитании детей, являются проекты, посвященные великому празднику  - 9 мая - Дню Победы! Это такие Проекты, как: «Герои живут рядом!», «Говорят погибшие герои», «Этот День Победы…» и многие другие.

В результате реализации вышеперечисленных проектов наши воспитанники:

-расширили знания о семье, ее ценностях и традициях, родственных отношениях; появилось желание и стремление к доброжелательному общению с родными и близкими, уважительное отношение к старшему поколению; сформировались чувства: любви к родному городу и краю, интерес к его прошлому и настоящему, гордости за своих земляков, у детей повысился интерес к истории своей страны, расширились  знания о ВОВ, появилось осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов-участников ВОВ, сформировалось  уважительное отношение к  ветеранам войны и труженикам тыла, приобретен опыт поисковой деятельности.

Родители, принимая участие в наших проектах, осознали важность патриотического воспитания детей.

         И, в заключении, я хотела бы добавить, что обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания, на мой взгляд - высокий нравственный уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему. Очень важно создать в группе и в семье такую обстановку, чтобы у ребенка возникало чувство любви, безопасности, защищенности, взаимного уважения, положительного эмоционального состояния  и отсюда формируется его отношение к окружающим его людям. Мировоззрение педагога, его личный пример, активная жизненная позиция, взгляды, суждения,  приобщение родителей к жизни своих детей, на мой взгляд – это самые сильнодействующие факторы воспитания.

Просмотров всего: , сегодня:

статья.docx (скачать)

Дата создания: 19.10.2021

Дата обновления: 19.10.2021

Дата публикации: 30.08.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».