Советы логопеда

Шпаргалка для родителей (скачать)
"Игры на кухне" (скачать)
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.docx (скачать)
Эмоциональная готовность к школе.docx (скачать)
Развитие памяти и внимания у дошкольников.docx (скачать)

Зачем идти на ПМПК?

15.08.2018

       Несомненно, каждый родитель, чей ребенок посещает старшую или подготовительную к школе группу детского сада, слышал о ПМПК. Так что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям? И стоит ли переживать по этому поводу?

       ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входит педагог-психолог, врач-педиатр, детский логопед. Сама по себе ПМПК задумывалась как структура, позволяющая определить уровень развития ребенка, выявить наличие нарушений развития, если таковые есть, и определить наиболее подходящую программу воспитания и обучения для каждого конкретного ребенка. В зависимости от уровня развития вашего ребенка, в заключение комиссии Вам могут порекомендовать определить его в обычную общеобразовательную школу, в школу с классами компенсирующего обучения (ККО), где программа обучения упрощена для усвоения ребенком с невысоким уровнем психического развития, или школу-интернат для детей с серьезными нарушениями психического развития. В некоторых случаях, если позволяет возраст ребенка, может быть рекомендовано дублирование подготовительной группы.    

       Эти рекомендации будут отражены в справке, которую выдаст комиссия родителям.   

       Также родителям могут быть рекомендованы:

o   занятия с логопедом, если ребенок испытывает трудности в звукопроизношении или иные речевые сложности;

o    занятия с психологом, если есть трудности с вниманием, запоминанием, восприятием информации, небольшие недостатки в развитии мышления или особенности поведения, способные затруднить адаптацию к школе: застенчивость, тревожность, конфликтность;

o     консультацию психоневролога, если у ребенка будут отмечены некоторые признаки неврологического неблагополучия, такие как раскачивание сидя взад-вперед телом, нервное теребление одежды, волос, заламывание пальцев, быстрая утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий и другие.

Процедура ПМПК

       В отдельном кабинете, куда вас пригласят по очереди вместе с ребенком, будет находиться большой стол, за которым сидят члены комиссии. Напротив педагога-психолога ПМПК будет стоять стул для ребенка. Родителя усаживают поодаль  таким образом, чтобы ребенок не отвлекался на него. Психолог улыбнется ребенку, познакомится с ним, будет задавать различные вопросы и проводить специализированные тестовые задания.    

       Логопед рядом будет вести протокол обследования, вносить те данные, которые тихо передает психолог после каждого задания или теста, а также проводит оценку развития речи ребенка и также вносит в протокол.

       Врач-терапевт рядом будет просматривать и анализировать состояние здоровья ребенка по двум медицинским картам – из детского сада и из детской поликлиники. Терапевт также передает логопеду сведения для занесения в протокол комиссии.

       После окончания всех заданий и вопросов ребенка хвалят за старания, прощаются и просят немного подождать родителя за дверью кабинета под присмотром воспитателя вашей группы. После этого члены комиссии дают заключение родителю о результатах обследования, обращают внимание на некоторые детали о поведении, выполнении заданий или знаниях ребенка, дают рекомендации о выборе учебного заведения, интересуются тем учебным заведением, в которое вы сами планировали отдать ребенка на обучение, могут направить к специалистам для помощи ребенку в подготовке к школе – логопеду, психологу, психоневрологу.

 

Как помочь ребенку

       

       В первую очередь не стоит волноваться вам самим. Дети чувствительны к настроению взрослых и могут заразиться нашими переживаниями, что способно помешать им хорошо справиться с первым в жизни важным экзаменом.

        Вопросы и задания психолога ПМПК буду направлены на изучение знаний ребенка о социальном окружении, мире и самом себе, математических знаний и навыков, а также на изучение памяти, внимания, мышления и речи ребенка.

1. Ребенок должен научиться правильно называть свое полное имя, отчество и фамилию, а также фамилию, имя и отчество родителей; знать свой возраст, место работы родителей, название профессии/должности и сущность работы – что делает родитель на своей работе. А также знать свой домашний адрес и телефон, телефон специальных служб помощи в чрезвычайных ситуациях – полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы.

2. Хорошо ориентироваться во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь), названия приемов пищи в зависимости от времени (утром завтракаем, вечером ужинаем и т. д.), дни недели, месяцы, времена года и их признаки.

3. Знать название нашей страны, ее столицы, нашей республики, столицы республики, название нашего родного города.

4. Уметь обобщать предметы в группы: корова, коза, собака – домашние животные; чайка, сорока, голубь – птицы; вертолет, автомобиль, теплоход – транспорт; клубника, смородина, малина – ягоды и т. д. 

5. Понимать простые аналогии:

Днем светло, а ночью...?                        У коровы теленок, а у овцы…?

У петуха зернышки, а у лошади...?        Лиса в норе, а собака…?

6. Уметь сравнивать предметы, находить между ними сходства и различия. Например, между лошадью и собакой, между молотком и топором.

7. Знать социальные и моральные нормы поведения в обществе, как можно и нужно поступать, а как нельзя. Уметь давать оценку своему поведению и поведению другого человека в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и уметь объяснить почему. Например, можно ли взять игрушку без спроса, что делать если случайно испортил чужую вещь, как вести себя в магазине, нужно ли слушаться воспитателя, что делать когда обидели твоего друга и т. д.

8. Знать:  основные формы предметов – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник; основные и дополнительные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый, серый;

10. Хорошо, если ребенок может вести счет в пределах 10, уметь хотя бы на пальцах складывать и вычитать числа, понимать, какое большее, какое меньшее и на сколько.

11. Ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, под, над, за, перед и т. д. Ориентироваться в своем теле – безошибочно определять правую и левую сторону (например, дотронься правой рукой до левого уха, закрой левой рукой левый глаз и т. д.).

12. Запоминать с одного раза около 7 разных предметов (картинок) и потом назвать все. Запоминать на слух  короткие стихи, содержание короткого рассказа.

13. Определять последовательность событий. (Например, прежде чем Петя пошел гулять, он позвонил своему другу. Что было раньше – Петя пошел или позвонил).

14. Уметь подробно описать картинку, ее сюжет, главных героев, их действия и эмоции, правильно расположить и описать события серии картинок, объединенных одним сюжетом.

15. Выделять предмет в группах, не подходящий к остальным по главному признаку. Например: кошка, корова, овца, лиса – лишняя лиса, потому что это дикое животное, а остальные домашние животные; шкаф, стул, кастрюля, диван – лишняя кастрюля, потому что это посуда, а все остальное – мебель.

16. На слух определять все звуки в простых коротких словах типа «дом», «сон», «мама», выделяя гласные и согласные звуки, ударные звуки.

       Следите за правильностью речи ребенка, за правильным произношением звуков, соблюдайте рекомендации и домашние задания логопеда, если ваш ребенок занимается с ним.

   Проверяйте знания вашего ребенка, занимайтесь с ним дома, консультируйтесь с воспитателями, логопедом и психологом, и тогда результаты не заставят себя ждать.

 

 

Результаты ПМПК

 

       По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под подспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

·         Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

·         Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

·         Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

 

Что нужно знать родителям о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку

 

       Какой бы диагноз ни поставили вашему ребенку, помните, что это еще не приговор.

       Выполняя назначения специалистов, вы поможете сыну или дочери преодолеть все трудности.

       Итак, вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом.

o   Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков.

o   Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп.

o    Дети с фонематическим недоразвитием, которые слабо различают отношения между звуковыми элементами, затрудняются выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

       Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.

       Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Хочу такой сайт

 

Злоупотребление ПМПК

 

       К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда педагоги и администрация вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные учреждения или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

 

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

18.04.2019


       Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта.

       Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее.

       Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры, пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития.

       В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

 

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников

       Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

Пальчиковые игры

       Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

       Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц, и давать требуемый результат.

       Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

       На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего ребенка, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки

       Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.       Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком.

Пальчиковые краски

       Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

       «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить.

 

Конструкторы

       Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению. Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.

       Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

       Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом. Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое.

       Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

 

Аппликации

 

       Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик).

       Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее. Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего.

       Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук.

 

Лепка

 

       Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов, и родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы.

       Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

 

Оригами и другие занятия с бумагой

    Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию.

       Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету.

       Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

 

 

Советы педагогов

        Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов, логопедов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

       Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

       Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Чаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у ребенка с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями.

       Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

 

 Вместо заключения

     

        Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

 

Желаем успехов!

А мой не говорит

14.02.2019

А мой не говорит.doc (скачать)

Причины речевой задержки

19.03.2019

Причины речевой задержки.doc (скачать)

Развиваем речь

17.01.2019

Развиваем речь у ребенка от 2 через чтение.doc (скачать)

Адаптация

20.12.2018

Адаптация 1-3г..doc (скачать)

Уроки офографии

09.10.2018

Уроки орфографии.doc (скачать)

Памятка по связной речи

14.11.2018

Памятка по связной речи (1).doc (скачать)

Фонематический слух

05.09.2018

Фон. слух, 5-6 лет.doc (скачать)

Формирование фразовой речи

11.09.2018

Фраза в 2-3 года.doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».